О нас

Материалы

Словарь социально-психолого-педагогических терминов

Автор(составитель):Елизавета Глибина

Дата публикации:2010-09-11


СловариСловарь социально-психолого-педагогических терминов (полный вариант)
Перейти в сокращённый вариант словаря


ОБРАЩЕНИЕ

Жестокое обращение
форма взаимоотношений между ребенком и взрослым, когда старшая сторона действием или бездействием без сожаления или сочувствия причиняет младшей стороне физическую или моральную боль.
Пренебрежение
причинение вреда путем игнорирования физических, физиологических или психологических потребностей ребенка, а именно в жилье, пище, одежде, медицинском уходе и лечении, образовании, защите и присмотре.
Психологическое насилие
понуждение ребенка к действию или бездействию в интересах побуждающего лица путем угроз, уговоров, давления, задабривания и т.д., а также: унижение, оскорбление, издевательство, высмеивание.
Физическое насилие
неслучайное причинение вреда здоровью ребенка путем применения физической силы с нанесением значимых для здоровья повреждений лицами, осуществляющими опеку или уход, или родителями.
Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью*
при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
* Статья 77 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995г. №223-ФЗ (в ред. от 21.07.2007г.)
Защита детства
система мер государства, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних; законное регулирование детского труда; совершенствование системы опеки, попечительства и усыновления детей, оставшихся без попечения родителей; создание сети специализированных социальных служб и учреждений для проведения коррекционной и реабилитационной работы с детьми, нуждающимися в соответствующей помощи.

ПОВЕДЕНИЕ

Адаптивное поведение
поведение человека, которое позволяет ему наилучшим образом приспосабливаться к складывающимся обстоятельствам жизни.
Аддиктивное поведение
вариант отклоняющегося поведения, которое выражается в стремлении человека «уйти» от реальности посредством изменения своего психического состояния с помощью алкоголя, наркотиков, лекарственных или иных препаратов. В отдельных случаях наблюдается патологическая фиксация человека на определенных видах деятельности, предметах, то есть зависимость, что сопровождается ослаблением волевой сферы, выраженными нарушениями волевой сферы.
Делинквентное поведение
поведение, нарушающее установленные нормы и приводящее к правонарушениям.
Иждивенчество
состояние зависимости от поддержки других лиц, ориентация на помощь извне в решении проблем, в обеспечении защиты и при принятии решений. Предпосылки: педагогическая запущенность, невроз, депрессия, эмоциональный дискомфорт.

РЕБЁНОК, ВЗРОСЛЫЙ – ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РАЗВИТИЕ

Адаптация
приспособление к постоянно меняющимся социальным и психологическим условиям с применением разнообразных знаний и умений.
Акселерация
ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.
Депривация
психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушении социальных контактов.
Социализация
процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющей ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социальная изоляция
ситуация, в которой граждане сталкиваются с комплексом проблем (безработица, слабая профессиональная подготовка, низкий доход, дискриминация, неудовлетворительные жилищные условия, проблемы со здоровьем, распад семьи и т.д.), изолирующих их от общества и лишающих многих социальных возможностей.
Дезадаптация социальная
использование ребенком, подростком или взрослым деструктивных для общества и развития личности стратегий самореализации; нарушение норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, социальных установок.
Безнадзорный
несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный
безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Дети-сироты
лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей *
лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законном порядке.
*Статья 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 22.08. 2004г.)
Возрастной кризис
поворотный момент в жизни человека, который возникает как следствие достижения им определенного уровня психологической зрелости и появлением социальных требований, предъявляемых к человеку на этой стадии.
Статус
положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.
Сенситивный период
ограниченный период времени формирования той или иной психологической функции при обязательном воздействии специфических внешних факторов.
Пубертат
период формирования полового развития организма человека, завершающийся половой зрелостью; соответствует подростковому и раннему юношескому возрастам: от 13 до 18 лет.
Потребность
внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо.
Ограничение жизнедеятельности
полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Стрессоустойчивость
способность выдерживать определенные психофизические нагрузки и переносить стрессы без ущерба для организма и психики.
Творческая деятельность
деятельность, при которой человек создает то, что еще никогда не видел.
Репродуктивная деятельность
деятельность, при которой человек в той или иной мере повторяет созданные или выработанные ранее приемы.
Привязанность
специфические эмоционально-психологические, устойчивые во времени связи ребенка (индивида, человека) с любящими его близкими; способность и потребность создавать и сохранять прочные эмоциональные связи с другими людьми.
Эмпатия
постижение эмоциональных состояний другого человека; способность к сочувствию, сопереживанию.

РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА

Лишение родительских прав*
родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений; злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Лишение родительских прав производится в судебном порядке. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе на получение от него содержания, а также права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
*Статьи 69, 70, 71 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995г. №223-ФЗ (в ред. от 21.07.2007г.)
Ограничение родительских прав*
ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного их них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка.
*Статьи 73, 74 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995г. №223-ФЗ (в ред. от 21.07.2007г.)
Восстановление в родительских правах*
родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили свое поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка. Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора. Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них).
*Статья 72 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995г. №223-ФЗ (в ред. от 21.07.2007г.)

СЕМЬЯ

Встречающаяся семья
характеризуется тем, что брак официально зарегистрирован, но супруги живут раздельно, даже появление детей не служит основанием для объединения или совместного проживания. Семья собирается вместе по определенным случаям, не обременяя друг друга семейными проблемами и заботами.
Замещающая семья
все формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья, патронатное воспитание и др.)
Инфертильная семья
семья без детей.
Конкубинат
длительный союз мужчины и женщины, не намеревающихся юридически закрепить свои отношения, при этом у женщины от мужчины имеется внебрачный ребенок, а мужчина может иметь параллельно официальную семью.
Неблагополучная семья
семья с нарушением функционирования, обладающая низким воспитательным потенциалом, не обеспечивающая личностного развития каждого из своих членов.
Неполная семья
семья, в которой отсутствует один из родителей, как правило, отец.
Нуклеарная семья
семья, состоящая их двух поколений (родителей и детей).
Прерывающаяся семья
характеризуется тем, что брак официально заключен, супруги живут вместе, но считают допустимым на время расставаться и не вести общее хозяйство.
Расширенная семья
семья, состоящая из родителей, их детей и совместно с ними проживающих родственников: старших родителей, братьев и сестер, внуков и т.д.
Семейные границы
отражение взаимоотношений между семьей и социальным окружением (внешние границы), между членами семьи (внутренние границы). Они выражаются через семейные правила и проявляются в различном поведении представителей разных семейных подсистем (супружеской, родительской, детской).

СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Родительский стиль
обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения родителей и детей; образ действий родителей по отношению к ребенку.
Авторитарный стиль воспитания
характеризуется жесткими, обязательными требованиями. Эмоциональная близость между родителями и детьми чаще всего отсутствует. Совместная деятельность ограничивается рамками задания, контроля , наказания.
Демократический стиль воспитания
характеризуется эмоциональной близостью детей и родителей, оптимистичным подходом к ребенку, верой в его возможности. К ребенку предъявляются справедливые требования, запреты обоснуются. Совместная деятельность представляет собой сотрудничество родителей и детей.
Либерально-попустительский стиль
характеризуется неустойчивой эмоциональной близостью родителей и детей, но в целом отношения являются теплыми. Позиция родителей – «делай, как хочешь, только мне не мешай». Контроль за поведением детей отсутствует, их проступки, как правило, оправдываются – « все мы были такие». Совместной деятельности практически не существует.
Детоцентризм
стиль воспитания ребенка, в основе которого лежит культ ребенка, приоритет его интересов и желаний по отношению ко всему его окружению.
Гиперопека
чрезмерная опека детей, проявляющаяся в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защитить его даже при отсутствии опасности, постоянно удерживать около себя, заставлять поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом.
Компромисс
один из стилей поведения в конфликте, характеризующийся готовностью субъекта идти на уступки при условии адекватной позиции в поведении оппонента.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аутрич
метод работы с населением и отдельными группами, как правило, закрытыми, при котором специалисты или добровольцы профильных служб выходят в места проживания, встреч, отдыха и работы целевой группы, оказывают поддержку, раздают печатные материалы, проводят индивидуальные консультации и т.д.
Вовлечение сообщества
процесс сотрудничества с группами людей, которых объединяет географическая близость, наличие особых интересов или типичных ситуаций по разрешению проблем, оказывающих негативное влияние на их благополучие.

СловариСловарь социально-психолого-педагогических терминов (полный вариант)
Перейти в сокращённый вариант словаря

Социальная реклама

  $('#s6').cycle({
  fx:     'scrollLeft',
  timeout: 6000, 
  delay:  -2000
  });
  
  

Социальные партнёры


© 2010-2013 detskii-dom-9.ru. Все права защищены.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей)
"Детский дом №9", г.Череповец

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Конкурс сайтов Лучший сайт-2011 Конкурс сайтов Золотой сайт-2010 Рейтинг Liveinternet.ru

Создание и администрирование сайта Кристина Новикова

Hosted by Хостинг-Центр профессиональный хостинг