О нас

Материалы

Проблемы социального сиротства в России и за рубежом. Историческая справка.

Подраздел:Семейное жизнеустройство детей-сирот

Автор:Елена Смирнова

Дата публикации:2010-10-21

По международным данным около трети всех детей-сирот на земном шаре, проживающих в сиротских учреждениях, приходится на долю России (Ослон В.Н.)

По данным Федеральной службы государственной статистики на начало 2009 года в стране около 700 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (это 2,68% от всего детского населения). (Естественно, эта цифра постоянно меняется: выявляются новые дети, воспитанники выпускаются из учреждений и передаются на воспитание в семьи). Причем в год в России выявляется более 100 тысяч таких детей. Из них более 150 тыс. детей находятся в учреждениях, около 440 тыс. детей переданы на воспитание в семьи (что составляет 63% от всех учтенных детей ОБПР).

Данные Федеральной службы государственной статистики на начало 2009 года: Всего детского населения в России – 26,055 млн.чел. Выявлено детей ОБПР за 2009 год – 114715 (0,44% от всего детского населения) Всего детей ОБПР – 697477 (это 2,68% от всего детского населения) Из них воспитываются на семейных формах – 440 029 (это 63% от всех детей ОБПР)

В нашей области и в городе проблемы сиротства стоят не менее остро, чем в целом по России. Данные по Вологодской области на июнь 2010г.: 6200 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них:4255 детей воспитываются в замещающих семьях (773 ребенка в 526 приемных семьях), 1945 детей - в учреждениях. По г.Череповцу (данные на 07 октября 2010 года): 296 детей – в детских домах 630 детей - воспитываются в семьях. Из них: 254 ребенка – усыновлено 304ребенка находятся под опекой; 72 ребенка в приемных семьях Большая часть детей, оставшихся без попечения родителей, переданы на воспитание в семьи на разные формы семейного устройства.

В любой стране создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка, оставшегося без попечения родителей: сохранение ребенка в родной семье, возвращение в семью, усыновление внутри страны, усыновление иностранными гражданами, передача на воспитание в замещающую семью, передача в специальные воспитательные учреждения. Чему отдать предпочтение – замещающей семье или сиротским учреждениям? Вопрос о том, какой из этих двух способов воспитания сирот более приемлем, встал перед обществом несколько веков назад. Только в России его пытаются разрешить уже четвертое столетие, но до сих пор он не имеет общепризнанного ответа.

«Детские приюты должны вообще прекратить свое существование в качестве постоянного дома для детей» - утверждал известный английский общественный деятель Роберт Ридер в дискуссии между сторонниками и противниками жизни ребенка в детских учреждениях (Ридер, 1925)
«Семья не является панацеей от всех социальных зол и не надо ее рекламировать как «успокоительный сироп» социальной работы», - спорил с ним С.Лангес (Лангес, 1925)

Замещающая семья: исторический ракурс

Ко второй половине XX века западное общественное мнение стало склоняться в пользу семейной заботы. Так, в 40-х годах группа английских психологов, возглавляемая Анной Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда, детский психоаналитик, автор книги «Детский психоанализ»), привела неопровержимые доказательства того, что условия институционального воспитания отрицательно влияют на развитие ребёнка.
В конце 70-х годов Александр Кадушин, проанализировав ряд сравнительных исследований о развитии ребенка в условиях детского дома и профессиональной замещающей семьи, пришел к заключению о практически полной согласованности выводов ученых с опытом воспитателей: в замещающих семьях развитие детей по всем направлениям происходит значительно успешнее, чем в сиротских учреждениях.

История общ. воспитания в странах Зап.Европы:

Россия и страны западной Европы и США шли несколько разными путями в развитии системы воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Историю общественного воспитания в США и странах Западной Европы можно разделить на четыре этапа.

Первый этап характеризуется стремлением извлечь из благотворительных приютов, работных домов и тюрем «эффективных», то есть социально сохранных, детей и поместить их в учреждения с более благоприятными для нормального развития условиями.

Второй этап характеризуется отказом от существующих крупных воспитательных учреждений и созданием воспитательных домов семейного типа, называемых «коттеджами».

На третьем этапе, с начала XX века, а в большей степени после Второй Мировой войны, начинает развиваться институт профессиональной семьи, который предполагает проживание приёмных детей непосредственно в семье и родительскую ответственность за детей на период патроната.

На четвертом этапе деинституционализация воспитания детей-сирот стала ведущей тенденцией в социальной политике стран Западной Европы и Америки. Детские дома и приюты практически прекратили своё существование. В оставшихся проживают дети, которые по медицинским показаниям не в состоянии удержаться в замещающих семьях. Подавляющее большинство детей, лишенных родителей, воспитывается в приемных семьях, в том числе и профессиональных.

Продолжение следует ...

Социальная реклама

  $('#s6').cycle({
  fx:     'scrollLeft',
  timeout: 6000, 
  delay:  -2000
  });
  
  

Социальные партнёры


© 2010-2013 detskii-dom-9.ru. Все права защищены.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей)
"Детский дом №9", г.Череповец

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Конкурс сайтов Лучший сайт-2011 Конкурс сайтов Золотой сайт-2010 Рейтинг Liveinternet.ru

Создание и администрирование сайта Кристина Новикова

Hosted by Хостинг-Центр профессиональный хостинг