Проблемы социального сиротства в России и за рубежом. Историческая справка.
Подраздел:Семейное жизнеустройство детей-сирот
Автор:Елена Смирнова
Дата публикации:2010-10-21
По международным данным около трети всех детей-сирот на земном шаре, проживающих в сиротских учреждениях, приходится на долю России (Ослон В.Н.)
По данным Федеральной службы государственной статистики на начало 2009 года в стране около 700 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (это 2,68% от всего детского населения). (Естественно, эта цифра постоянно меняется: выявляются новые дети, воспитанники выпускаются из учреждений и передаются на воспитание в семьи). Причем в год в России выявляется более 100 тысяч таких детей.
Из них более 150 тыс. детей находятся в учреждениях, около 440 тыс. детей переданы на воспитание в семьи (что составляет 63% от всех учтенных детей ОБПР).
Данные Федеральной службы государственной статистики на начало 2009 года:
Всего детского населения в России – 26,055 млн.чел.
Выявлено детей ОБПР за 2009 год – 114715 (0,44% от всего детского населения)
Всего детей ОБПР – 697477 (это 2,68% от всего детского населения)
Из них воспитываются на семейных формах – 440 029 (это 63% от всех детей ОБПР)
В нашей области и в городе проблемы сиротства стоят не менее остро, чем в целом по России. Данные по Вологодской области на июнь 2010г.:
6200 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из них:4255 детей воспитываются в замещающих семьях (773 ребенка в 526 приемных семьях), 1945 детей - в учреждениях.
По г.Череповцу (данные на 07 октября 2010 года):
296 детей – в детских домах
630 детей - воспитываются в семьях. Из них: 254 ребенка – усыновлено
304ребенка находятся под опекой; 72 ребенка в приемных семьях
Большая часть детей, оставшихся без попечения родителей, переданы на воспитание в семьи на разные формы семейного устройства.
В любой стране создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка, оставшегося без попечения родителей: сохранение ребенка в родной семье, возвращение в семью, усыновление внутри страны, усыновление иностранными гражданами, передача на воспитание в замещающую семью, передача в специальные воспитательные учреждения.
Чему отдать предпочтение – замещающей семье или сиротским учреждениям?
Вопрос о том, какой из этих двух способов воспитания сирот более приемлем, встал перед обществом несколько веков назад. Только в России его пытаются разрешить уже четвертое столетие, но до сих пор он не имеет общепризнанного ответа.
«Детские приюты должны вообще прекратить свое существование в качестве постоянного дома для детей» - утверждал известный английский общественный деятель Роберт Ридер в дискуссии между сторонниками и противниками жизни ребенка в детских учреждениях (Ридер, 1925)
«Семья не является панацеей от всех социальных зол и не надо ее рекламировать как «успокоительный сироп» социальной работы», - спорил с ним С.Лангес (Лангес, 1925)
Замещающая семья: исторический ракурс
Ко второй половине XX века западное общественное мнение стало склоняться в пользу семейной заботы. Так, в 40-х годах группа английских психологов, возглавляемая Анной Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда, детский психоаналитик, автор книги «Детский психоанализ»), привела неопровержимые доказательства того, что условия институционального воспитания отрицательно влияют на развитие ребёнка.
В конце 70-х годов Александр Кадушин, проанализировав ряд сравнительных исследований о развитии ребенка в условиях детского дома и профессиональной замещающей семьи, пришел к заключению о практически полной согласованности выводов ученых с опытом воспитателей: в замещающих семьях развитие детей по всем направлениям происходит значительно успешнее, чем в сиротских учреждениях.
История общ. воспитания в странах Зап.Европы:
Россия и страны западной Европы и США шли несколько разными путями в развитии системы воспитания детей, оставшихся без родительского попечения.
Историю общественного воспитания в США и странах Западной Европы можно разделить на четыре этапа.
Первый этап характеризуется стремлением извлечь из благотворительных приютов, работных домов и тюрем «эффективных», то есть социально сохранных, детей и поместить их в учреждения с более благоприятными для нормального развития условиями.
Второй этап характеризуется отказом от существующих крупных воспитательных учреждений и созданием воспитательных домов семейного типа, называемых «коттеджами».
На третьем этапе, с начала XX века, а в большей степени после Второй Мировой войны, начинает развиваться институт профессиональной семьи, который предполагает проживание приёмных детей непосредственно в семье и родительскую ответственность за детей на период патроната.
На четвертом этапе деинституционализация воспитания детей-сирот стала ведущей тенденцией в социальной политике стран Западной Европы и Америки. Детские дома и приюты практически прекратили своё существование. В оставшихся проживают дети, которые по медицинским показаниям не в состоянии удержаться в замещающих семьях. Подавляющее большинство детей, лишенных родителей, воспитывается в приемных семьях, в том числе и профессиональных.
Продолжение следует ...
|